IMG_9858 copy«Жизнь – страдание», – говорил Шакьямуни Будда. А японский буддийский учитель Синран сравнивал человеческую жизнь с «морем страданий».

Действительно, в течение всей нашей жизни нам приходится преодолевать бесконечное количество препятствий и неприятностей. Мы постоянно пребываем в состоянии тревоги, наша голова все время занята разрешением каких-нибудь проблем.

Немецкий поэт и мыслитель Гёте говорил: «Я могу утверждать, что в течение всех моих 75 лет жизни у меня не было и четырех недель подлинного благополучия».

В буддизме наши страдания разделяют на восемь видов:

Страдания рождения и жизни

Страдания старения

Страдания болезни

Страдания смерти

Страдания от разлуки с теми (с чем), кого (что) любишь

Страдания от встречи кого-то (чего-то), кто (что) тебе неприятно(-ен)

Страдания от неполучения желаемого

Страдания из-за плоти

1. Страдания рождения и жизни

С самого момента рождения еще будучи ребенком мы плачем от мучений, которые нам пришлось пережить, оставляя теплое и уютное чрево матери. С тех пор и до самой смерти мы продолжаем страдать: изо дня в день нам нужно вставать рано утром, идти на работу, возвращаться домой в забитом транспорте, улаживать домашние дела, финансовые проблемы, отношения с мужем/женой, детьми и т.д. Все это и есть страдания рождения и жизни.

2. Страдания старения

Очень часто можно увидеть рекламу омолаживающих кремов, коктейлей и других продуктов. Никому не нужно объяснять, что день ото дня в нашем организме происходит постепенное нарушение и потеря важных функций, он становится менее приспособленным к условиям окружающей среды, теряет свою способность противостоять болезням и травмам. В частности, это проявляется в снижении физической силы, энергии, появлении седых волос, морщин, быстрой усталости, ухудшении памяти, ослаблении зрения, потере слуха. Все это и есть страдания старения.

3. Страдания болезни

В Японии говорят: «Организм – это сосуд с болезнями». Существует огромное количество болезней, причем каждый больной человек чувствует себя самым несчастным, а свои страдания самыми ужасными. Больной гриппом, бессильный от жара и боли в горле скажет, что ему хуже, чем тому, у кого болит зуб. Но человек с зубной болью ответит ему, что нет более адских испытаний, чем боль, переживаемая им. Так и с больными инсультом, раком, диабетом и т.д. Все это страдания болезни.

4. Страдания смерти

Ничто не приносит нам столько страданий, сколько смерть. Каждому из нас рано или поздно предстоит встретиться с нею. Даже те, кто говорят, что не боятся смерти, идут в больницу, когда чувствуют себя плохо, или останавливают машину на красный цвет.

Л.Н. Толстой в «Исповеди» писал:

««Есть ли в моей жизни такой смысл, который не уничтожался бы неизбежно предстоящей мне смертью?» Так говорит Соломон или тот, кто писал эти слова. А вот что говорит индийская мудрость: Шакьямуни, молодой счастливый царевич, от которого скрыты были болезни, старость, смерть, едет на гулянье и видит страшного старика, беззубого и слюнявого. Царевич, от которого до сих пор скрыта была старость, удивляется и выспрашивает возницу, что это такое и отчего этот человек пришёл в такое жалкое, отвратительное, безобразное состояние? И когда узнаёт, что это общая участь всех людей, что ему, молодому царевичу, неизбежно предстоит тоже самое, он не может уже ехать гулять и приказывает вернуться, чтоб обдумать это. И он запирается один и обдумывает. И, вероятно, придумывает себе какое-нибудь утешение, потому что опять весёлый и счастливый выезжает на гулянье. Но в этот раз ему встречается больной. Он видит измождённого, посиневшего, трясущегося человека, с помутившимися глазами. Царевич, от которого скрыты были болезни, останавливается и спрашивает, что это такое. И когда он узнаёт, что это – болезнь, которой подвержены все люди, и что он сам, здоровый и счастливый царевич, завтра может заболеть так же, он опять не имеет духа веселиться, приказывает вернуться и опять ищет успокоения и, вероятно, находит его, потому что в третий раз едет гулять; но в третий раз он видит ещё новое зрелище; он видит, что несут что-то.

– Что это?

– Мёртвый человек.

– Что значит мёртвый? – спрашивает царевич. Ему говорят, что сделаться мёртвым значит сделаться тем, чем сделался этот человек.

Царевич подходит к мёртвому и смотрит на него.

– Что же будет  с ним дальше? – спрашивает царевич. Ему говорят, что его закопают в землю.

– Зачем?

– Затем, что он уже наверно не будет больше никогда живой, а только будет от него смрад и черви.

– И это удел всех людей? И со мною то же будет? Меня закопают, и от меня будет смрад, и меня съедят черви?

– Да.

– Назад! Я не еду гулять, и никогда не поеду больше».

Многие люди стараются избегать разговоров о смерти, ведь это не самая приятная тема. Однако, в буддизме говорится:

«Знание о непостоянстве – первый шаг к настоящему счастью».

5. Страдания от разлуки с теми (с чем), кого (что) любишь

«Если есть встреча, то расставание предопределено» – гласит японская мудрость.

Действительно, наша жизнь – это череда расставаний не только с родными и близкими людьми, но и с деньгами, имуществом, репутацией и многими другими вещами, которые нам дороги и которые мы ценим.

6. Страдания от встречи кого-то (чего-то), кто (что) тебе неприятно

Заключается в том, что изо дня в день на работе, в общественном транспорте, магазине, на улице нам приходится сталкиваться с людьми и вещами, которые нас раздражают по тем или иным причинам.

7. Страдания от неполучения желаемого

Желания человека безграничны, мы постоянно чего-то хотим, а когда добиваемся, то хотим больше и лучше, чем имеем. Это относится к еде, деньгам, власть, репутации, расположению других людей, отдыху, желанию ничего не делать и т. д. Так как человеческие желания безграничны, то и страдания от неполучения желаемого тоже безграничны.

8. Страдания из-за плоти

Эти страдания включают предыдущие семь страданий.

Всем без исключения людям присущи эти восемь страданий – независимо от пола, возраста, финансового положения или национальности. Зачем же мы живем вопреки всем этим мучениям? Для чего нужно продолжать жить, даже когда кажется, что мы находимся на самом дне?

Буддизм дает следующий ответ на этот вопрос: мы живем для того, чтобы избавиться от источника страданий и стать абсолютно счастливыми.

Источники:

  1. Jodo Shinshu Seiten, 2005
  2. “Зачем мы живем”, Кэнтэцу Такамори, Акэхаси Дайдзи, Кэнтаро Ито
  3. Толстой Л.Н., Исповедь, 1882