Вопрос:

Я часто слышу, что учение Мастера Синрана заключается в спасении посредством трех Обетов Амида Будды («санган тэнню»). Что это значит?

Ответ:

Амида Будда, почитаемый всеми буддами Вселенной в качестве учителя, дал сорок восемь обещаний, известных как сорок восемь Обетов Амиды. Три из них нацелены на «спасение всех людей (всех живых существ Вселенной)». Это восемнадцатый, девятнадцатый и двадцатый Обеты. Из них восемнадцатый Обет выражает истинное намерение Амиды непременно нас спасти и наделить абсолютным счастьем. Поэтому восемнадцатый Обет называют истинным или избранным Обетом. Однако даже для Амиды, являющимся учителем всех будд, крайне трудно привести к абсолютному счастью нас, людей, полных гордыни, людей, знающих только относительное счастье. Поэтому для того, чтобы выполнить восемнадцатый Обет, у Амида Будды не было иного выхода, как воспользоваться упайей (искусными средствами).

Мастер Синран ясно учил, что девятнадцатый и двадцатый Обеты средства Амиды, предназначенные для выполнения его цели.

В девятнадцатом Обете Амида Будда обещал встретить в момент смерти того, кто не делает зла и творит добро с желанием возродиться в Чистой Земле Амиды.

Закон причины и следствия пронизывает три мира и десять направлений. Это значит, что он выполняется всегда и везде без исключений: хорошие причины порождают хорошие результаты, плохие причины — плохие результаты, мои причины — мои собственные результаты. Однако если это не практиковать, а просто понимать головой, то это превращается в игру разума, и в реальной жизни мы не пожинаем хороших плодов.

Когда мы искренне и изо всех сил пытаемся делать добро, мы в отчаяние осознаём свою истинную природу, наполненную неумеренным злом и неспособную совершить ни капли добра.

Двадцатый Обет Амиды нацелен именно на таких людей. В этом Обете Амида Будда обещал даровать рождение в его Чистой Земле всем, кто повторяет его Имя с желанием быть рожденным там.

Так, человек посвящает себя повторению нэмбуцу, но теперь осознаёт свой рассеянный, ленивый разум и с беспокойством спрашивает себя, на верном ли он пути. Ему кажется, что повторение нэмубуцу со злом, которое он совершает через ум и тело, навряд ли приведет его к спасению, и потому он воздерживается от зла и изо всех сил пытается делать добро, повторяя нэмбуцу, но при этом он видит лишь собственную злую природу. Когда он повторяет нэмбуцу, добро и зло, возникающие в его уме, то дают ему чувство покоя, то ощущение беспокойства; его ум постоянно колеблется.

Цель девятнадцатого и двадцатого Обетов Амиды показать людям их настоящую природу, отсутствие внутри какой бы то ни было истины, и позволить им отбросить дзирики, обрести спасение и  абсолютное счастье, привести их на путь без препятствий: дать познать истину восемнадцатого Обета.

Наша настоящая природа такова, что нас не особо волнует, когда нам говорят о важнейшей проблеме жизни после смерти, а разговоры об абсолютном счастье вызывают у нас насмешку. В буддизме это сравнивают с бесчувственным, подобным трупу сердцем, не принимающим истину.

Однако Амида Будда поклялся жизнью, спасти такой «труп» и сделать его абсолютно счастливым. Таково истинное намерение Амиды, заключенное в его восемнадцатом Обете.

Об истине, позволяющей ничего не слышащему «трупу», безусловно услышать, мастер Синран писал так: «Как истинны слова Амиды — редчайшее абсолютное спасение, что заключает нас в объятия и никогда не оставляет!». Иными слова он восклицал, что Обет Амиды это истина!

«Санган тэнню» или спасение посредством трех Обетов Амида Будды — это путь, приготовленный Амидой для всех живых существ Вселенной, который ведет к восемнадцатому Обету — счастью, для которого нет помех.

Источники:
1. Jodo Shinshu Seiten, 2005
2.The Buddhist Village Times