Что такое гассё

Возможно, вы задавались вопросами: в чем смысл «гассё» — молитвенно сложенных вместе ладоней? Почему произносят нэмбуцу — повторяют слова «Наму Амида Буцу» и зачем используют буддийские четки? В данной статье мы кратко объясним это.

Слово «Гассё» состоит из двух китайских иероглифов: «га» — соединяться и «сё» — ладонь, рука. В Японии люди складывают ладони вместе, обращаясь к другому с просьбой об одолжении, но изначально гассё пришло из буддизма. Оно демонстрирует высшее почтение по отношению к будде. А также гассё используется, как приветствие среди последователей буддизма. Продолжительность и глубина поклона при этом зависит от того, к кому он обращен. Особенно почтительно мы кланяемся тем, кого мы уважаем, или тем, кому мы многим обязаны. В Истинной Школе Чистой Земли больше всего почитают Амида Будду — учителя всех будд Вселенной. Почему?

Будда Амида дал обет непременно спасти все живые существа и наделить их абсолютным счастьем. Иными словами, Амида Будда обещал даровать вечное счастье всем нам — включая тех, кто ни единого дня не занимался суровыми аскетическими практиками. Поскольку во всей Вселенной нет ни одного другого будды, давшего такой Обет, все остальные будды восхваляют Амида Будду, называя его своим учителем. Когда мы понимаем величие Амида Будды, мы не можем не обращаться к нему со сложенными вместе ладонями, преклоняясь как можно дольше и глубже.

Что такое нэмбуцу

«Нэмбуцу» — это произнесение слов «Наму Амида Буцу». В Японии многие люди думают, что повторение нэмбуцу отгонит от них неудачу или исполнит их желания, но это неверно. Произнесение слов «Наму Амида Буцу» не является заклинанием с магическим действием.

Согласно буддийскому учителю Синрану нэмбуцу есть выражение благодарности Амида Будде. Когда кто-то дает вам что-то, вы говорите им слова благодарности. Что это за слова — зависит от того, к кому вы обращаетесь. Например, японцу говорят «аригато», американцу «thank you», китайцу «сесе». Точно так же, выражая благодарность Амида Будде, мы говорим «Наму Амида Буцу».

 В книге «Письма» Мастера Рэннё написано следующее: «С момента спасения произнесение нэмбуцу становится благодарностью Амиде за определение нашего рождения в Чистой Земле».

Быть может, кто-то подумает, что нэмбуцу повторяют только те, кто уже спасен Амида Буддой, но это не так. Все мы родились и живем для того, чтобы стать абсолютно счастливыми и обрести ясность в рождении в Чистой Земле. А это возможно только с помощью силы Обета Амида Будды. На протяжении бесчисленных эонов Амида Будда неустанно трудился, чтобы привести нас к абсолютному счастью. Именно благодаря его извечной заботе мы — существа, пребывающие в долгих заблуждениях, сейчас можем слушать Обет Амида Будды. Когда мы осознаём это, мы не можем не повторять нэмбуцу, искренне выражая благодарность Амиде.

Какова связь между чётками и абсолютным счастьем

Каждый раз, делая гассё и выражая почтение Амида Будде, мы используем буддийские чётки. Для чего же нужны чётки? Являются ли они средством защиты от зла? Или же это просто украшение? Когда мы узнаем подлинный смысл чёток, они обретают для нас большую значимость.

В Син Буддизме Чистой Земли чётки представляют Истинную Веру. Бусинки в чётках отображают 108 мирских страстей. Сами по себе бусинки рассыпаются — они не могут аккуратно находиться в одном месте. Их можно увязать только с помощью нити. Нить представляет «веру тарики», дарованную нам Амида Буддой.

Даже после того, как мы обретаем веру тарики и достигаем абсолютного счастья, наши мирские страсти не увеличиваются и не сокращаются. Объясняется, что эти страсти обращаются в счастье, без качественных и количественных изменений.

Таким образом, чётки представляют собой состояние, когда «страсти обращаются в радость». Иными словами, это мир счастья, обретаемого посредством веры тарики.

Японский буддийский учитель Рэннё писал так: «У некоторых людей нет буддийских чёток… Мастер Синран никогда не учил нас отказываться от чёток, почитая Амида Будду».

Другими словами, Мастер Рэннё призывал не относиться к Амида Будде с пренебрежением и не покланяться ему без буддийских чёток. Это показывает, насколько важны чётки и почему нам следует относиться к ним бережно.

Источники:
1. Jodo Shinshu Seiten, 2005
2.The Buddhist Village Times