Учение всей жизни Шакьямуни можно обобщить одной фразой, состоящей из четырех китайских 20121015иероглифов: 抜苦与楽 (Бакку Ёраку). «Бакку» — это устранение страданий, «Ёраку» — дарование радости. С какими же страданиями мы сталкиваемся каждый день? Нехватка денег, стрессы на работе, проблемы в отношениях с коллегами или родственниками, болезни, да всего и не перечесть… Но если мы разрешим все эти проблемы, положит ли это конец нашим мучениям? В чем кроется корень человеческих страданий? Именно этому и учит буддизм, объясняя также, как устранить эту первопричину.

В «Сутре Созерцания Будды Бесконечной Жизни» подробно описывается история, известная как «Трагедия в Раджагрихе».

Произошла она при жизни Шакьямуни. Древнее царства Магадха, в котором правил царь Бимбисара, было самым могущественным на полуострове Индостан. Когда у царя и его жены Вайдехи наконец появился долгожданный ребенок (принц Аджаташтру) в сердцах они обрели покой. Но длилось это недолго. По характеру принц был жестоким, и царь с царицей вскоре вновь оказались ввергнуты в пучину страданий. В смертельном страхе перед своим бессердечным и неблагодарным сыном, они страстно возжелали внутреннего мира и гармонии. Так, в поисках истинного счастья, они впервые услышали проповедь Будды Шакьямуни.

В анимационном фильме «Трагедия в Раджагрихе», обращаясь к царской чете Шакьямуни говорил так:

 «Никто не желает страдать. Все стремятся к счастью. Но как бы богат ни был человек, он все равно страдает. Касается это и царей, и вельможей.

Отчего так происходит? Потому что люди не знают истинной причины своих страданий. Ни деньги, ни слава не смогут избавить от страданий. Когда у людей нет чего-то, они мучаются. Когда у них это есть, они все равно мучаются. Иметь и не иметь — то же самое. Ни в том, ни в другом случае в душе нет покоя. Например, человек страдает, когда у него нет детей, и желает иметь их. А когда дети есть — человек теперь страдает из-за этого.

Какова же причина этих страданий? Это — темный разум. Точно так же, как тяжело больной человек не может почувствовать вкуса деликатеса, человек с темным разумом не может испытать истинного счастья.

Единственный способ искоренить этот темный разум и устранить страдания — слушать Дхарму. Слушайте Дхарму до тех пор, пока не рассеется ваш темный разум, и вы не обретете подлинное счастье. Слушайте со всем вниманием, даже если Вселенная обратится в океан пламени».

Из проповеди Шакьямуни ясно, что причина наших страданий — «темный разум» — полное неведение о том, что будет после смерти.

Хотя всем нам ненавистна смерть, избежать мы ее не сможем. Смерть — стопроцентное будущее каждого из нас. Что же с нами будет после? Невозможно испытывать счастье в настоящий момент, не зная ответа на этот важнейший вопрос, вопрос, который касается любого и называется «важнейшей проблемой жизни-и-смерти» или «важнейшей проблемой жизни после смерти».

Итак, как упоминалось ранее, под фразой “Бакку Ёраку” понимается устранение страданий и дарование радости. Под «страданиями» здесь имеются в виду мучения, вызванные неразрешенным вопросом о том, что будет после смерти. Отсюда следует, что «устранение этого страдания» заключается в разрешении этой важнейшей проблемы. «Дарование радости» — это достижение нами вечного, абсолютного счастья посредством Обета Амиды и обретение определения в том, что после смерти мы родимся в Чистой Земле.

Будды Шакьямуни объяснял, что искоренить источник наших страданий и обрести непреходящее счастье мы можем только благодаря силе Обета Амида будды (учителя Шакьямуни). Именно поэтому в течение всей своей жизни он учил исключительно Обету Амида будды.

В «Гимне об Истинной Вере» Мастер Синран писал об этом так:

Цель появления Будды в этом мире заключается

Лишь в учении Обету Амиды, что подобен океану.

Источники:
1. Jodo Shinshu Seiten, 2005
2.The Buddhist Village Times, № 65