Абсолютное и относительное счастье в буддизме

В буддизме «счастье» разделяют на два вида: относительное и абсолютное.3

Относительное счастье – это временная радость или удовлетворение, которое в конце концов видоизменяется в грусть и страдания. Например, радость, которую мы чувствуем от того, что удалось заключить брачный союз с любимым человеком, удовлетворение от приобретения нового жилья или восторг от достижения любых других целей, которые мы ставим перед собой ежедневно. Все эти чувства непродолжительны и в конечном итоге улетучиваются, исчезают. Как бы замечателен ни был супруг(а), никто не знает, что с ним может случиться – нагрянет ли болезнь или смерть. Бывает, что меняются и собственные чувства и некогда близкий человек становится чужим, и невозможно избежать конфликтов и оскорблений. Никому не нужно рассказывать, что вокруг полно людей, страдающих от потери близких или предательства членов собственной семьи; от утраты в одночасье всего того, что было заработано потом и кровью в течение всей жизни; от адских мук, пережитых в авариях и стихийных бедствиях.

Относительное счастье – это эфемерное счастье, которое существует сегодня, но завтра его уже нет. День и ночь в глубине души нас не покидает беспокойство о том, не разрушится ли оно. Из-за такой его сущности истинным это счастье назвать невозможно.

Даже если в жизни все гладко, любого человека рано или поздно ожидает встреча со смертью. А так как избежать ее не суждено никому из нас, то невозможно почувствовать себя по-настоящему спокойным и удовлетворенным от того временного счастья, что мысейчас имеем. Ведь ни деньги, ни слава, ни положение в обществе не сделают нас счастливыми на смертном одре.

Однако, несмотря на это, день ото дня мы продолжаем мучиться в борьбе за это счастье.

Синран говорил, что происходит это по причине незнания того, что существует истинное абсолютное счастье. Незнания того, что любой человек может достичь этого счастья посредством Обета Амида будды. Именно это абсолютное счастье и есть цель жизни человека, и именно поэтому всю свою жизнь Синран продолжал учить только одному – спасению Амида будды.

Что такое абсолютное счастье?

Синран называл его «путем без препятствий» (the path of no hindrance). Это неразрушимая ничем радость, которой нет помех даже перед смертью.

О том, каков, согласно буддизму, путь к достижению абсолютного счастья, читайте на этом сайте и слушайте на он-лайн лекциях.

Источники:

  1. Kentetsu Takamori, Shinran shounin-no hanabira sakura-no kan, 2011.
  2. Jodo Shinshu Seiten, 2005
Поделиться: