В своих трудах Мастер Синран уделял большое внимание «спасению дважды» — в этой жизни и после смерти и особенно подчеркивал важность спасения, происходящего сейчас, в этой жизни.
Нет результата, возникающего без причины. Нельзя ожидать спасения после смерти (следствия) без обретения спасения в этой жизни (причины). Как можно пересечь огромную реку, виднеющуюся вдали, не перейдя маленького ручья у самых ног? Лишь тот, кто в этой жизни был спасен Амида Буддой, сможет родиться в Чистой Земле после смерти.
«Записи устного предания», оставленные правнуком Синрана, Какунё[1], гласят:
Вопрос касался того, происходит ли спасение Амиды с потерей или без потери тела. Согласно Учителю (Синрану), об этом возник великий спор, когда он был учеником Мастера (Хонэна).
Между Синраном и его другом Зэннэ-бо разгорелся спор. Их друзей, учеников Хонэна, наблюдавших за дебатами, охватили сильное волнение и смятение: кто прав? Происходит ли спасение Амиды в этой жизни или нет?
С этим важным вопросом они не могли не обратиться к учителю Хонэну. Выслушав обе стороны, тот изрек:
Мнение о том, что спасения нет до самой смерти, противоречит Обету Амиды. Ибо он гласит: «Я наделю вас неизменным удовлетворением, пока вы живы». Из этого следует, что в жизни существует важная цель. Это станет очевидным, если обратиться к сутрам.
Так закончились эти буддийские дебаты, которые до нашего времени дошли под названием «Дебаты о том, происходит ли спасение Амиды с потерей или без потери тела».
Эти дебаты раскрывают истинное намерение Амиды спасти нас дважды. «Спасение без потери тела» заключается в искоренении источника страданий в нынешней жизни. «Спасение с потерей тела» состоит в рождении в вечном счастье после смерти.
В этих дебатах Синран исправил ошибку Зэннэ-бо, который не знал спасения в настоящем и утверждал, что Обет Амиды состоит только в спасении после смерти.
Спасению, происходящему дважды, учил и Рэннё.
Однажды некий человек спросил его:
— Происходит ли спасение Амида Будды единожды или дважды?
— В этом мире человек достигает спасения, эквивалентного уровню Мироку, — ответил Рэннё. — А в момент смерти в Чистой Земле Амиды он обретает наивысший уровень просветления, эквивалентный Амиде. Поэтому спасение происходит дважды[2].
Станем ли мы вечно счастливыми или будем продолжать страдать на протяжении многих эонов — это определяется сейчас, в этой жизни.
[1] Какунё (1270–1351) — японский буддийский учитель, правнук Синрана. Автор «Записей устного предания», «Записей о жизни [Синрана]» и прочих книг, в которых он верно объяснял учение Синрана.
[2] Парафраз из книги «Письма», глава 1, письмо 4.
Источники:
- Jodo Shinshu Seiten, 2005
-
“Зачем мы живем”, Кэнтэцу Такамори