Буддизм называют учением о сострадании. Что же такое сострадание? Шакьямуни объяснял, что сострадание — это желание избавить другого от страданий и наделить его счастьем. То есть сострадание это сердце, желающее избавить человека от боли, сердце, которое не может оставаться безучастным при виде страдающего человека. Кроме того, сострадание состоит в желании даровать этому человеку радость и счастье.
Японское слово сострадание или милосердие пишется двумя иероглифами (慈悲). Первый иероглиф значит «устранить страдание». Второй иероглиф означает «наделить счастьем». Таким образом, сострадание — это желание освободить другого человека от страдания и даровать ему радость.
Шакьямуни постоянно повторял о важности внедрения в жизнь практики сострадания. Если человек игнорирует чужое страдание, и более того, если он радуется чужим бедам, навряд ли его можно назвать буддистом. Люди, изучающие буддизм, прежде всего практикуют милосердие и сострадание. Об этом неустанно повторял Шакьямуни, и это записано во множестве сутр.
Буддизм учит, что существует два вида сострадания: малое и великое.
Малое сострадание — это человеческое сострадание. Великое сострадание — это сострадание Амида Будды. В чем же разница между ними?
Во-первых, малое или человеческое сострадание непродолжительно. Наше желание помочь страждущим недолговременно: оно сильно вначале, но постепенно угасает и меркнет. Поэтому и помощь от такого милосердия непродолжительна. Нравится нам это или нет, и как бы печально это ни было, но это так.
Во-вторых, человеческое сострадание называют слепым, так как оно лишено мудрости. Например, это можно наблюдать в воспитании детей. Все родители желают счастья своим детям. В этом заключается родительское сострадание. Но зачастую родители балуют своих чад, достигая прямо противоположного эффекта. Несмотря на то, что они имеют благие намерения, у них не хватает мудрости понять, к каким последствиям приведут их поступки. И из-за этого страдают и дети, и родители.
Изначально все сферы человеческой деятельности — медицина, политика, экономика и прочие — подразумевают опору на сострадание. Но стало ли человечество счастливым от их деятельности? Несмотря на весь прогресс цивилизации люди не перестали страдать и не стали счастливее. Почему? Потому что человеческое сострадание непродолжительно, оно слепо. Другими словами, оно может дать лишь не долгое, не подлинное счастье. Мы не можем обрести настоящее спасение посредством человеческого сострадания. Именно поэтому такое сострадание называют «малым».
Означает ли это, что в таком сострадании нет необходимости? Конечно, нет. Шакьямуни учил, что сострадание необходимо и очень важно в нашей повседневной жизни. Творя добро, человек пожинает хорошие результаты, то есть становится счастливым. В тоже время он приходит к пониманию эфемерной природы такого счастья, и начинает задумываться о том, как же ему обрести истинное счастье.
И Шакьямуни, и все остальные будды Вселенной учат, что настоящее счастье возможно обрести только посредством великого сострадания Амида Будды. Сострадание Амида Будды направлено ко всем людям. Оно не обходит стороной никого. Например, человек может сказать, что он будет помогать только хорошему человеку или только тому, кто ему нравится. Что же касается сострадание Амида Будды, то оно безгранично, не дискриминирует никого и одинаково для всех: бедных и богатых, женщин и мужчин и т.д. По этой причине его называют «великим» сострадание. Сострадание Амида Будды не является кратковременным, поэтому благодаря ему мы получаем вечное, неизменное счастье. Таким состраданием не обладают не только люди, но даже и другие будды Вселенной. Именно поэтому и Шакьямуни, и все остальные будды Вселенной восхваляют Амида Будду, именуя его своим учителем.
Великое сострадание Амида Будды кроется в его уме. Оно не имеет ни формы, ни запаха, ни цвета. На основе этого великого милосердия был создан Обет Амида Будды — обещание, данное Амида Буддой, исходящее из его великого сострадания. Это обещание гласит о спасении всех людей и даровании им абсолютного счастья. Для того, чтобы выполнить это обещание, Амида Будда создал Наму Амида Буцу, которое подобно лекарству избавляет всех людей от недуга страдания и делает их по-настоящему счастливыми. Буддизм учит, что мы можем излечиться от болезни, только приняв Наму Амида Буцу в одно мгновение «ичинэн». Именно поэтому и Шакьямуни, и все будды Вселенной призывали нас к тому, чтобы мы слушали учение о великом сострадания Амида Будды и приняли Наму Амида Буцу.
(Из онлайн лекций по буддизму)