Вопрос:
Иногда мы совершаем зло, зная что это плохо. Но чаще, я думаю, мы совершаем зло, даже не осознавая этого. Какое зло страшнее?
Ответ:
Буддизм учит: зло, которое мы совершаем, не понимая того, что это плохо, приводит к более страшным последствиям.
Чтобы это понять, приведем пример. Если человек знает, что он болен туберкулезом, он понимает вред своего кашля, и потому старается не кашлять в многолюдных местах. Если этот человек забыл платок или маску и ему приходится кашлять в присутствии других людей, в следующий раз он будет осмотрительнее и постарается держать это в памяти, ведь он знает, что это плохо.
Таким образом, последствия зла, совершенного осознанно, ограничены и временны.
Если же человек не знает о том, что заражен туберкулезом, он без особого внимания кашляет, где ему вздумается. Последствия такого поведения более обширны и продолжительны.
В «Вопросах Милинды» упоминается следующий эпизод.
Как-то раз Ананда спросил у Шакьямуни:
— Что страшнее: зло, совершенное сознательно или зло, совершенное без знания того, что это плохо?
Ответ Шакьямуни был прям и ясен:
— Тяжелее и страшнее то зло, которое содеяно без знания того, что это зло.
Когда Ананда поинтересовался почему, Шакьямуни ответил вопросом:
— Как ты думаешь, в каком случае ожог будет сильнее: когда человек хватает предмет, зная, что это горячие щипцы для угля или когда он этого не знает?
— Конечно, обожжется сильнее тот, кто не знает, что это горячие щипцы для угля, —тут же ответил Ананда.
— Верно, — промолвил Шакьямуни. – Поскольку человек не знает, что его поступки есть зло, он продолжает совершать это зло, и поэтому оно становится еще тяжелее и страшнее.
Чудапантака, один из самых известных учеников Шакьямуни. По наставлению учителя он провел двадцать лет, подметая двор. И тогда он заметил: мусор и грязь собираются не только в хорошо знакомых местах, но даже там, где он и представить себе не мог.
― Я знал, что я глуп, но лишь теперь понял, сколько еще моей глупости там, где мне и не ведомо, — понял Чудапантака, и говорят, он обрел просветление.
Подобно этому, зло в котором мы отдаем себе отчет, – лишь верхушка айсберга. А зло, которое мы творим даже не зная об этом, намного больше и страшнее.
Источники:
1. Kentetsu Takamori, Shinran shounin-no hanabira sakura-no kan, 2011.
2. Jodo Shinshu Seiten, 2005