Наверняка у вас возник вопрос: как обрести спасение посредством Обета будды Амиды?

За ответом следует обратиться к ученику будды Амиды, то есть к будде Шакьямуни. Прекрасно понимая важность этого вопроса, Шакьямуни неоднократно подчеркивал: чудодейственное лекарство, созданное Амидой (Наму Амида Буцу) можно принять только через слушание. Синран и Рэннё также недвусмысленно заявляли: «Слушание — главное в буддизме». Это значит, что спасение Амиды обретается только посредством слушания.

Когда человек слышит безусловный Обет Амиды в миг «итинэн» и обретает спасение благодаря непостижимой силе Обета, он полностью исцеляется от недуга «тьма без света» (избавляется от темного разума) и испытывает наивысшее счастье. Он понимает: «Обет истинен! Обет Амиды — это правда!»

Именно потому говорят, что в буддизме главное слушать: мы слушаем до тех пор, пока не услышим, что спасение Амиды действительно безусловно (пока не получим откровение об Обете Амиды).

Но что же такое «слушать» и «услышать»?

  1. «Тё» — слушать внимательно и понимать глубоко

Японское слово «тёмон» пишется двумя китайскими иероглифами, каждый из которых означает «слушать». Однако Синран четко различал их.

Под первым иероглифом подразумевается путь к исцелению недуга «тьма без света» в миг «итинэн» и высшему счастью. Это значит, что человек внимательно слушает буддийского учителя и правильно понимает Обет Амиды от начала и до конца.

А именно:

  • какому человеку будда Амида дал свой Обет;
  • в чем заключается спасение Амиды;
  • что нам делать, чтобы получить спасение, согласно Обету Амиды;
  • через что прошел Амида, чтобы выполнить свой Обет.

Нет такого человека, который бы сосредоточенно выслушал все и тут же заявил: «Я понял Обет Амиды!» Обязательно возникнут сомнения и возражения наподобие следующих: «Я не верю, что являюсь крайне дурным человеком, от которого отвернулись остальные будды Вселенной»; «Не думаю, что человек вроде меня способен стать абсолютно счастливым»; «Я не в силах представить, что “Наму Амида Буцу” обладает огромной силой»; «Боюсь, я не сумею обрести спасение».

И чем больше человек слушает Обет Амиды, тем гуще тучи его сомнений. Однако наличие таких сомнений доказывает, что человек слушает Обет внимательно.

Прекрасно понимая, что именно так и произойдет, будда Амида создал чудодейственное лекарство «Наму Амида Буцу», уничтожающее подобные сомнения. И поэтому неизбежно приходит время, когда наши сомнения полностью рассеиваются в миг «итинэн».

Первый иероглиф из слова «тёмон» подразумевает слушание до тех пор, пока не рассеются все сомнения в Обете Амиды в мгновение «итинэн».

  1. «Мон» — «итинэн», освобождение от сомнений и тяжкого недуга

Второй иероглиф в слове «тёмон» — «мон» подразумевает «итинэн», когда все сомнения в обете Амиды рассеиваются. Выслушав от начала до конца, через что прошел Амида, чтобы создать чудодейственное лекарство «Наму Амида Буцу», человек обретает абсолютную уверенность, что в следующей жизни он отправится в Чистую Землю Высшей Радости. Это и есть «итинэн».

Синран объяснял «итинэн» так: «Сомнения [в Обете Амиды] исчезли навсегда — вот что значит услышать».

Вместо того, чтобы сказать «сомнений нет» Синран подчеркивает, что они «исчезли навсегда».

Предположим, вы попросили у друга взаймы миллион иен, и он вам сказал: «Таких денег у меня нет». Его ответ подразумевает, что этой суммы нет в данный момент, но, быть может, через пять или десять лет вы получите желаемое. Но если бы он сказал: «Да что ты! Таких денег у меня не будет никогда!» — стало бы ясно, что и в будущем рассчитывать не на что.

Говоря «сомнения в Обете Амиды исчезли навсегда», Синран подчеркивает, что сомнения устранены навечно.

«Итинэн» есть наша цель, ради которой мы слушаем. «Итинэн» — это исцеление от недуга «тьма без света» и обретение наивысшего счастья. Таков смысл слова «услышать».

Видео на тему:

https://youtu.be/NxzKR4OUi_Y

 

Источники:

  1. Jodo Shinshu Seiten, 2005
  2. “Что такое Таннисё”, Мицухару Такамори