Самое важное в буддизме Чистой Земли — слушать. Обещание Амида Будды заключается в том, что он спасет тех, кто услышит Мёго (обретет веру). Это объясняется в следующих строках Будды Шакьямуни, разъясняющих Изначальный Обет Амиды: «聞其名号 信心歓喜» (Mon go myōgo shinjin kangi).
Мастер Рэннё также учил: «В буддизме крайне важно слушать». Ведь согласно учению Будды мы обретаем спасение только через слушание.
С каким же настроем нам следует слушать Дхарму?
До наших дней были переданы следующие наставления:
- Слушай, “сломя кости”;
- Слушай, забыв об одежде и еде;
- Продолжай слушать;
- Когда нет возможности слушать, вспоминай учение.
«Слушай, “сломя кости” значит «прилагай усилия для того, чтобы слушать учение буддизма». Ведь, чем больше усилий мы прилагаем, тем внимательнее мы слушаем.
Что же значит: «Слушай, забыв об одежде и еде»? Если, слушая, мы думаем об одежде или еде, значит, мы не сосредоточены на учении. Например, когда мать узнает, что ее ребенок попал в аварию и находится в больнице, она вмиг забывает обо всем и мчится туда. Мы должны слушать учение с такой же серьезностью.
Допустим, мы внимательно слушаем буддизм, но достаточно ли послушать пару раз в год? Нет, мы должны «продолжать слушать». Очень важно слушать постоянно, не переставая.
О важности постоянного слушания Дхармы в «Записях слышанного о сказанном Мастером Рэннё на протяжении всей его жизни» говорится так:
Мягкая вода точит твердый камень. С древних времен говорят: «Если вложить душу, нет недостижимой цели». Как бы глубоки ни были твои сомнения, слушая учение всем сердцем, ты непременно обретешь веру посредством милосердия Амиды. В буддизме крайне важно слушать.
Самое главное — продолжать.
Давным-давно в Японии жил монах по имени Мёсэн. Он полностью посвящал себя буддийским практикам. Однако, прошло три года, но к разрешению наиважнейшего вопроса о том, что будет после смерти он так и не приблизился. И, потеряв надежду, он решил уйти.
Выходя из храма, Мёсэн попал под проливной дождь. Присев под крышей у ворот, он стал ждать, пока пройдет ливень. И тут его взор упал на камень неподалеку — в нем было углубление. Недоумевая, отчего в таком твердом камне образовалось эта впадина, он посмотрел наверх и увидел, как с крыши в это место непрерывно падали капли дождя. Он ахнул: «Такая мягкая вода смогла проделать дырку в таком жестком камне! А я отказался от спасения, следуя учению каких-то три года! Да я еще ленивее дождя…»
Вернувшись в храм, он поведал учителю о «Проповеди дождя» и продолжил следовать учению. Позже он стал почитаемым монахом, известным как Отова-но Мёсэн.
Последняя рекомендация о том, как нужно слушать буддийское учение, звучит так: «Когда нет возможности слушать, вспоминай учение». Если у нас нет возможности слушать учение сейчас, то следует вспоминать о том, что мы уже слышали ранее.
Давайте же слушать буддизм со всем вниманием до того самого момента, когда наши сомнения в Обете Амиды полностью рассеются, и мы обретем знание о том, что это — истина.
«聞其名号 信心歓喜» (Mon go myōgo shinjin kangi) — слова из “Разъяснения Изначального Обета”, в котором Шакьямуни объяснял истинный смысл Обета Амида Будды. Мастер Синран говорил, что “Разъяснение Изначального Обета” является самым важным текстом в буддизме, проясняющим Обет Амида Будды, который поклялся спасти в мгновение итинэн всех людей, услышавших его Имя, и даровать им абсолютное счастье.
Источники:
- Jodo Shinshu Seiten, 2005
-
The Beacon #31